Проект

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

«О специализированных государственных (муниципальных)

некоммерческих организациях»

Глава I. Общие положения.

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, права и обязанности ее учредителя, порядок формирования и использования имущества и порядок управления специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям, создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 2. Правовое положение специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

1. Специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранении, культуры, других социально значимых услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,  местных бюджетов и иных средств.

 Имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и закрепляется за ней на праве хозяйственного ведения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, учитываемое на ее самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.

3. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация  создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее уставом.

4. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

5. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием на русском языке.

 Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

6. Особенности правового положения отдельных видов специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организаций определяются законом.

Статья 3. Ответственность специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, за исключением недвижимого имущества.

2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация не отвечает по обязательствам собственника имущества.

3. Собственник имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации не отвечает по обязательствам государственной (муниципальной) некоммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

 

Статья 4. Наименование и место нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на собственника ее имущества и характер ее деятельности. При этом слово «специализированная» в наименовании может заменяться на слово или словосочетание, указывающие на характер деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация вправе иметь полное и сокращенное наименование на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации.

 Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

 2. Место нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом в уставе специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации не установлено иное.

 3. Наименование и место нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации указываются в ее уставе.

Статья 5. Филиалы и представительства специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 2. Филиалом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

 3. Представительством специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

 4. Филиал и представительство специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала и представительства учитывается как на их отдельном балансе, так и на балансе создавшей их специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 Руководители филиала и представительства назначаются специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной этой организацией.

 5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшая их специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация.

 6. Устав специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации должен содержать сведения о ее филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления.

Глава II. Создание, реорганизация и ликвидация

специализированной государственной (муниципальной)

некоммерческой организации.

Статья 7. Создание специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации государственного или муниципального учреждения.

 2. Создание специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации осуществляется по решению уполномоченного на то государственного органа (органа Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации) или органа местного самоуправления.

 3. Создание специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в результате реорганизации государственного или муниципального учреждения допускается по инициативе исполнительного органа государственного или муниципального учреждения с согласия собрания (конференции) трудового коллектива этого учреждения. Исполнительный орган государственного или муниципального учреждения представляет собственнику государственного или муниципального имущества программу развития.

 При создании специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в результате реорганизации государственного или муниципального учреждения собственник государственного или муниципального имущества обязан учитывать сложившуюся систему бюджетного финансирования этого учреждения, а также стабильность поступления бюджетных средств.

 Не допускается создание специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организаций в результате реорганизации государственных или муниципальных учреждений, имеющих кредиторскую задолженность. 

 

Статья 8. Учредители специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Учредителем специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации может выступать собственник ее имущества:

 Российская Федерация может выступать учредителем специализированной государственной некоммерческой организации, имущество которой находится в федеральной собственности;

 субъект Российской Федерации может выступать учредителем специализированной государственной некоммерческой организации, имущество которой находится в собственности этого субъекта Российской Федерации;

 муниципальное образование может выступать учредителем специализированной муниципальной некоммерческой организации, имущество которой находится в собственности этого муниципального образования.

 2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может иметь только одного учредителя.

 3. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования выступает уполномоченный на то федеральный государственный орган, государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Статья 9. Устав специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Учредительным документом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации является ее устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом (органом Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации) или органом местного самоуправления.

 2. Устав специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации должен определять наименование специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, содержащее указание на собственника ее имущества и характер ее деятельности, место нахождения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества, а также порядок использования имущества в случае ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 Устав специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

 3. Внесение изменений и дополнений в устав специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации или утверждение устава в новой редакции осуществляется по решению уполномоченного на то государственного органа (органа Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации) или органа местного самоуправления.

 4. Государственная регистрация изменений, дополнений и новой редакции устава специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

 

Статья 10. Реорганизация специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 2. Реорганизация специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

 3. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

 При реорганизации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

 4. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может быть преобразована в учреждение, фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в некоммерческие организации иных форм или в хозяйственное общество допускается в случае и в порядке, установленном законом.

 5. Решение о реорганизации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации принимается уполномоченным на то государственным органом (органом Российской Федерации либо субъекта Российской федерации) или органом местного самоуправления.

 6. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.

Статья 11. Ликвидация специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 2. При принятии решения о ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации ее учредитель или иной орган, принявший решение о ликвидации, обязаны обеспечить выполнение в полном объеме обязательств государства или муниципального образования по предоставлению населению услуг в области образования, здравоохранения, культуры, других социально значимых услуг, являющихся целью деятельности ликвидируемой специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

  3. Требования кредиторов специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, решение о ликвидации которой принято, удовлетворяются за счет денежных средств и иного движимого имущества, принадлежащего специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации. Кредиторы не вправе предъявлять требования об обращении взыскания на недвижимое имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 4. Учредитель специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации выступает в суде.

Статья 12. Порядок ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

 2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

 Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителем специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

 4. Если имеющиеся у ликвидируемой специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу движимого имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

 5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты по которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителем специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

 7. Недвижимое имущество, а также имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов специализированной  государственной (муниципальной) некоммерческой организации, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации, передается его собственнику, который направляет это имущество на цели, в интересах которых была создана государственная (муниципальная) некоммерческая организация.

 8.Ликвидация специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации считается завершенной, а специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 13. Запись о прекращении деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 Запись о прекращении деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации производится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:

заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией;

решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

устава специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;

ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;

документа об уничтожении печати специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Глава III. Имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Статья 14. Право хозяйственного ведения на имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может иметь в хозяйственном ведении здания, сооружения, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может иметь в бессрочном пользовании земельные участки.

 2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Источники формирования имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Источниками формирования имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

 вклады (взносы) учредителя;

 поступления из средств бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляемые как в форме средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией по государственным или муниципальным контрактам, так и в иных формах;

 поступления из внебюджетных фондов;

 добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;

 имущество или имущественные права, приобретенные специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией по договору купли-продажи, мены, дарения, аренды, займа или иному договору;

 доходы от платных форм основной деятельности;

 доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых в качестве предпринимательской деятельности;

 доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в том числе доходы (дивиденды, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам в хозяйственные общества и товарищества на вере в качестве вкладчика;

 другие не запрещенные законом поступления.

 Законом могут устанавливаться ограничения на источники доходов специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 2. Порядок внесения вкладов (взносов) учредителя определяется уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Статья 16. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации находится соответственно в государственной собственности (собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации) или собственности муниципального образования.

 2. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, в соответствии с законом решает вопросы создания специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, определения предмета и целей ее деятельности, ее реорганизации и ликвидации, формирования органов управления государственной (муниципальной) некоммерческой организации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего ей имущества.

 3. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация не вправе сдавать в аренду принадлежащее ей на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество,  без согласия собственника. Иные способы распоряжения недвижимым имуществом не допускаются. 

 Остальным имуществом, принадлежащим специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, она распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

 4. Собственник имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации не имеет права на получение прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Статья 17. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения имуществом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией, возникает у этой организации с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, а также имущество, приобретенное специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения имуществом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации по решению собственника.

Статья 18. Переход права собственности на имущество специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации к другому собственнику.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ей имущество в случае перехода права собственности на специализированную государственную (муниципальную) некоммерческую организацию как имущественный комплекс от ее учредителя к другому собственнику государственного или муниципального имущества.

 2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация как имущественный комплекс может быть передана ее учредителем в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества. При этом специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация прекращает свою деятельность в качестве юридического лица.

Глава IV. Управление специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией.

Статья 19. Общие принципы управления специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией.

 1. Управление специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 2. Управление специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией строится на принципах  коллегиальности и единоначалия.

Статья 20. Попечительский совет специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Коллегиальным органом управления специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации является попечительский совет, который формируется сроком на пять лет собственником имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации либо уполномоченным собственником органом в соответствии с уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 2. Попечительский совет формируется из представителей собственника имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, представителей организаций и отдельных лиц, оказывающих специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации экономическую, организационную, интеллектуальную и иные формы поддержки, представителей потребителей услуг, оказываемых специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией, а также лиц, имеющих выдающиеся заслуги в сфере деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 Число членов попечительского совета должно составлять не менее трех человек.

 Порядок формирования попечительского совета определяется уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 3. Основная функция попечительского совета – обеспечение соблюдения специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

 4. К компетенции попечительского совета относятся следующие вопросы:

 рассмотрение предложений об изменениях в уставе специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации и принятие рекомендаций о передаче предложений для утверждения учредителем;

 рассмотрение предложений о включении в состав попечительского совета представителей организаций и отдельных лиц, оказывающих специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации экономическую, организационную, интеллектуальную и иные формы поддержки, представителей потребителей услуг, оказываемых специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией, и лиц, имеющих выдающиеся заслуги в сфере деятельности этой организации, и принятие рекомендаций о передаче предложений для утверждения учредителем;

 утверждение перспективных экономических программ развития специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, а также общих принципов формирования и использования ее имущества;

 принятие решений о соответствии видов предпринимательской деятельности, осуществляемых специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией, ее уставным целям;

 принятие рекомендаций о годовых планах финансово-хозяйственной деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

 принятие рекомендаций о порядке использования чистой прибыли и порядке покрытия убытков;

 обсуждение не реже одного раза в квартал финансовых результатов деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

 утверждение годовых отчетов исполнительного органа о финансово-хозяйственной деятельности государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

 принятие рекомендаций о совершении сделок с имуществом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, стоимость которого превышает сумму, определенную уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

 принятие рекомендаций о передаче движимого имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ) и об участии специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в других некоммерческих организациях;

 рассмотрение предложений о создании филиалов и представительств специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации и принятие рекомендаций о передаче предложений для утверждения учредителем;

 рассмотрение предложений о реорганизации и ликвидации специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации и принятие рекомендаций о передаче предложений для утверждения учредителем.

 Попечительский совет не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом.

 5. Председатель попечительского совета избирается членами попечительского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов попечительского совета.

 Попечительский совет вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов попечительского совета.

 Председатель попечительского совета организует его работу, созывает заседания попечительского совета, председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола.

 6. Заседания попечительского совета созываются его председателем или не менее чем одной третью членов попечительского совета по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. На заседаниях попечительского совета вправе принимать участие лицо, осуществляющее функции исполнительного органа, без права голоса.

 Попечительский совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины его членов. Решения попечительского совета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов совета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным советом или уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации. При равенстве голосов голос председателя попечительского совета является решающим.

7. Повестку дня заседаний попечительского совета утверждает его председатель по предложениям членов попечительского совета не позднее семи календарных дней до дня намечаемого заседания.

Заседания попечительского совета проводятся его председателем, а в отсутствии председателя – членом попечительского совета, уполномоченного на то председателем.

8. В случае необходимости заседания попечительского совета могут проводиться заочно (путем опроса). Порядок проведения заочного заседания определяется уставом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

9. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам попечительского совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета.

Статья 21. Исполнительный орган специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Текущее руководство деятельностью специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации осуществляет ее единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, управляющий или иной орган) к компетенции которого относятся все вопросы руководства деятельностью специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета.

 2. Исполнительный орган специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации формируется путем назначения лица на эту должность уполномоченным на то государственным органом (органом Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации) или органом местного самоуправления по согласованию с попечительским советом специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Глава V. Деятельность специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Статья 22. Виды деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, которые предусмотрены ее уставом.

 Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация.

 Отдельные виды деятельности могут осуществляться специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

 2. Основной деятельностью специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации является один или несколько видов деятельности, процесс или результат осуществления которых реализует цели, предусмотренные ее уставом.

 3. Виды основной деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации должны быть указаны в ее уставе.

 4. Основная деятельность специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации может предусматривать выполнение работ, оказание услуг, производство и реализацию товаров на возмездной основе. Платные формы основной деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, осуществляемые в соответствии с ее уставом, не являются предпринимательской деятельностью.

Статья 23. Предпринимательская деятельность специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация, и соответствует этим целям.

 2. Предпринимательская деятельность специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организаций может включать в себя:

 приносящее прибыль пользование имуществом, производство и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, отвечающее уставным целям;

  участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика;

 приобретение и реализация вкладов (долей, паев), ценных бумаг, имущественных и личных неимущественных прав.

 3. Приносящие прибыль пользование имуществом, производство и продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг признаются отвечающие целям создания специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации в случаях, если пользование имуществом, производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги отвечают одному из следующих условий:

 создают условия для распространения и потребления результатов основной деятельности;

 являются аналогичными по назначению тем, которые используются в основной деятельности;

 при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг используются технологии и оборудование, применяемые в основной деятельности. 

 

Статья 24. Бюджетное финансирование специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Бюджетное финансирование специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации может осуществляться одновременно из средств бюджетов разных уровней.

 2. Преобразование государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, в специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации не является основанием для исключения созданной в результате преобразования специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации из числа получателей бюджетных средств.

 3. Порядок поступлений бюджетных средств устанавливается законодательством Российской Федерации.

 4. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация использует поступления из средств бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с их целевым назначением.

Статья 25. Использование доходов специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация самостоятельно устанавливает направления и порядок использования доходов от основной и предпринимательской деятельности и иных средств, полученных из внебюджетных источников.

 2. Чистая прибыль от деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации полностью направляется на ее уставные цели и не подлежит распределению между работниками специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, а также не подлежит отчислению собственнику имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 3. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация ведет раздельный учет доходов и расходов по основной и предпринимательской деятельности.

Статья 26. Информация о специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

 1. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет и представлять финансовую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 2. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам, учредителю и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

 3. Сведения о размере и составе имущества специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, размере и структуре ее доходов и расходов, численности и составе работников, оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации не могут составлять коммерческую тайну.

 4. Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к следующим своим документам:

 уставу и изменениям к уставу;

 свидетельству о государственной регистрации;

 решению учредителя о создании специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

 положениям о филиалах и представительствах;

 документам, содержащим сведения о персональном составе попечительского совета и исполнительного органа;

 сведениям о размере и составе имущества, находящегося на балансе специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, и документам, подтверждающим ее права на это имущество;

 документам, подтверждающим соблюдение специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организацией требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств;

 перечню и описанию программ развития;

 годовым отчетам о финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерским балансам, счетам прибылей и убытков;

 документам, составленным налоговыми и иными государственными органами, по итогам проверок деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации. 

 5. Ответственность  за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, предоставляемых ее учредителю и кредиторам, несет исполнительный орган специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Статья 27. Экономическая поддержка специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют финансирование специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организаций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о внебюджетных фондах.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

 предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

 предоставление специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

 размещение среди специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

 предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям материальную поддержку.

 3. Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим специализированным государственным (муниципальным) некоммерческим организациям материальную поддержку.

Глава VI. Заключительные положения.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 Президент

Российской Федерации В. В. Путин

Карта сайта