Содержание:

Предисловие автора.

Часть Первая I.Теория

1. Введение :

-Определение сценического искусства, его характеристики и значение. Два элемента искусства и их взаимные отношения. Основная задача и цель теории сценического искусства.Две школы, обозначающие два направления в развитии драматического искусства: классическая и реальная. Сравнительная оценка обеих. Три степени сценической игры: субъективная, объективная, драматическая. Сценическая страсть и характер. Замечание относительно деления сценической игры на известные амплуа.

2. Декламация :

-Голос. Общие понятия о голосе, как продукте человеческого дыхания, звуки дыхания и голоса. Средства для выработки голосовых средств. Две стороны при выработке сценической дикции. Часть механическая. Приемы для преобретения ясности и чистоты произношения. Главные недостатки произношения. Благозвучие, полнота, сила, выдержка и гибкость голоса и сдедства к развитию этих качеств. Часть художественная. Тонирование слогов, слов и предложений. Движение речи, мелодичность тона. Как читать прозу и стихи. Тоны: эпический, лирический, драматический, комический, разговорный.

3. Мимика:

-Мимика лица (физиогномика) и телодвижений (жестикуляция). Значение мимики и необходимость ее изучения для актера; Две стороны при обучении мимике. Часть физиологическая, Понятие о мимике древнего и новвого искусства. Физиологические основания, как необходимое условие современного изучения мимики. Разделение пантомимных знаков. Физиогномическое значение лицевой мимики и остальных частей человеческого тела. Часть сценическая. Искусство сценического поведения и манеры. Главнейшие недостатки современной сценической мимики. Общие условия художественной мимики. Общие правила сценических приемов мимики.

4. Условия, определяющие различие человеческого организма.

-Темперамент, его физиологические и сценические признаки. Пол, различие его в физическом и нравственном отношениях. Возраст в физическом и сценическом отношениях

5. Теория сценического выражения ощущений.

Понятие о процессе жизни. Изучение предмета внешними чувствами. Внимание. Две его главные формы: смотрение и слушание. Виды внимания: любопытство, любознательность, невнимание, рассеянность. Удивление. Органические ощущения: холод и теплота, голод и жажда, боль физическая.

6. Теория сценического выражения мысли.

Мышление и его виды: размышление, задумчивость, глубокая, отвлеченная дума. Два момента в деятельности мысли: недоумение, решимость. Составные части в умственной деятельности: рассудок, память, воображение, разум. Сценические признаки.

7. Теория сценического выражения аффектов.

Нормальное и возбужденное состояние организма. иды спокойствия: безмятежность, апатия, невозмутимость. Виды возбуждения: беспокойство, мучение, волнение, тревога, потрясение. Понятие об аффектах и их разделение.

Радость. Определение, Виды: удовольствие, наслаждение, веселье, восторг, умиление, блаженство. Физиология чувства и сценическое выражение.

Надежда. Определение и характеристика чувства. Физиологические и сценические признаки.

Храбрость. Определение и характеристика чувства. Виды: бодрость, смелость, наглость, отважность, заносчивость, храбрость, неустрашимость, дерзость. Физиологические замечания. Сценические признаки.

Печаль. Определение и характеристика чувства. Виды: прискорбие, огорчение, грусть, горе, сожаление, угрызения совести, тоска, отчаяние, тоска по родине. Физиологические замечания и сценические признаки.

Гнев. Определение, причины и свойства этого чувства. Виды: досада, раздражение, негодование, гнев, ярость, озлобление, сварливость. Физиологические замечания. Сценическое выражение.

Стыд. Определение и характеристика чувства. Виды: замешательство, стыдливость, застенчивость, целомудрие, чепорность. Физиологические замечания. Сценические признаки.

Страх. Определение. Виды: боязнь, опасение, страх, трусость, робость, мнительность, паника, испуг, ужас. Физиологические замечания. Сценические признаки.

8. Теория сценического выражения страстей.

Происхождение и различие страсти от аффекта. Разделение их по происхождению, составу и характеру.

Эгоизм. Сущность и характеристика страсти. Общие сценические признаки. Главнейшие виды:невоздержание и гордость.

Сластолюбие. Определение и виды страсти: сластолюбие, гастрономия, лакомство, жадность, прожорство. Условия развития страсти. Физиологическая связь сластолюбия с эгоизмом. Сценические признаки.

Пьянство. Определение. Условия развития страсти. Три вида (периода) пьянства: на веселе, охмеление, одурение в физиологическом и сценическом отношениях. Различие в характере опьянения в зависимости от свойства напитков. Замечание о сценическом выражении опьянения.

Азарт. Страсть к игре. Характеристика. Физиологические и сценические признаки.

Гордость. Определение. Виды страсти: высокомерие, надменность, самодовольство, высокоумие, фатовство, тщеславие, хвастовство, чванство. Условия развития гордости. Физиологические заметки и сценические признаки.

Смирение. Скромность, ка источник смирения. Формы его проявления: уважение, почитание, благоговение, раболепство, низость. Сценические признаки.

Честолюбие. Определение и происхождение страсти. Ее характеристика и условия развития. Виды: славолюбие, властолюбие, тирания, деспотизм, самодурство. Физиологические заметки, Сценические признаки.

Корыстолюбие. Происхождение страсти. Виды: жадность, скупость, экономия, скряжничество, мотовство, щедрость. Характер и развитие страсти. Физиологические заметки. Сценические признаки.

Ленность. Определение, характеристика и условия развития. Физиологические и сценические признаки.

Любовь к ближним. Любовь половая. Определение и происхождение. Значение и характеристика. Различие форм ее проявления в зависимости от пола, темперамента, природы и образованности. Физиологические замечания. Сценические признаки различных периодов страсти.

Кокетство. Определение. Виды: естественное и искусственное. Характеристика. Различие форм его проявления. Сценические признаки.

Любовь семейная. Виды: Материнская, Отцовская, Детская. Характеристика и значение. Сценическое выражение.

Дружба. Происхождение, характеристика, условия развития. Виды: приятельство, товарищество. Сценические признаки. Доброта.

Любовь к известным идеям. Религиозное чувство. Его значение. Виды: благоговение, религиозный восторг, умиление, ревность, фанатизм, ханжество. Любовь к родине, отечеству, свободе. Сценическое выражение.

Ненависть. Общее определение и характеристика страсти. Две формы ее проявления: сосредоточение, реакция. Физиология и сценическое выражение. Виды ненависти: 1._Сосредоточенной: (отвращение, презрение, скука) 2._реактивной (ревность, зависть,мстительность)

9. Сценическое выражение физических болезней.

Определение и разделение. Виды болезненных состояний: обморок, истерика, головная, зубная боль, кашель, чахотка, подагра, лихорадка, горячка. Телесные недостатки. Сценическое выражение.

10. Сценическое выражение душевных болезней.

Определение и причины душевных болезней. Два рода болезней: помешательство и слабоумие. Две формы помешательства: ( меланхолия, ипохондрия); состояние душевного возбуждения (бешенство, безумие) Слабоумие и его виды: бессмыслие, тупоумие, идиотство, кретинизм. Физиология и сценические признаки. Глупость, ее характеристика; виды и сценическое выражение.

11.Сценическое выражение сна и смерти.

Сон. Физиологические причины сна. Виды его: дремота, сон с бредом, сновидения. Лунатизм и его признаки. Смерть. Определение. Характеристика сценической смерти: от болезни и насильственной. Виды насильственной смерти: самоубийство и убийство (отравление, удушение, удавление, замерзание, голодная смерть). Сценические признаки.

12. Общие приемы при изучении роли.

 

Часть вторая. II.Хрестоматия

Содержит отрывки литературных произведений подобранных в соответствии с главами и разделами первой части.

 

Карта сайта