Предисловие.

Честь первой попытки поставить обучение сценическому искусству на серьезную теоретическую, научную почву принадлежит у нас бывшему режиссеру Александринского театра Е.И.Воронову. Не входя в критическую оценку его "Проекта драматического класса", заметим, что, к сожалению, смерть помешала ему осуществить на практике широко составленную им программу драматического обучения, основную задачу которого он совершенно верно и точно определил следующими словами: "приготовление для большой сцены артистов развитых в понимании, ловких и хорошо, ясно, громко и толково говорящих". Второй достойный внимания труд по этой части представляет сочинение П.Д.Боборыкина "Театральное Искусство", представляющее теорию сценического образования в гораздо более определенном виде; оно отличается полнотою программы и разнообразием собранных сведений, но в то же время, по характеру изложения, скорее может быть признано пособием при обучении театральному делу, чем руководством. В прямой противоположности с последним по объему и характеру является брошюра С.Кафтырева "Первое знакомство со сценой", которая, будучи по словам самого автора, не более, как опытом азбуки драматического искусства, заключает в себе самые простые, элементарные понятия, касающиеся чисто внешней стороны сценического выполнения. Этим ограничиваются наши специальные сочинения о сценическом деле, если не считать целой массы критических статей и замечаний, рассеянных в нашей периодической литературе, которые, рядом с весьма дельными мыслями, представляют нередко такие противоречия, что в общем весьма трудно составить по ним понятие о том, каково должно быть современное сценическое искусство и какими началами должен руководиться молодой сценический деятель. Будучи далек от мысли считать предлагаемый мною ныне труд вполне удовлетворительным разрешением упомянутого вопроса, замечу, что я только развил и пополнил научным образом задачу, высказанную Е.И.Вороновым, в проекте, причем старался приноровить его, как руководство, к тому уровню научного развития, на котором находятся большинство начинающих. Прилагаю при этом список сочинений, из которых я делал извлечения и заметки, собранные в моей книге. Имея в то же время в виду практическую сторону обучения, я счел полезным приложить к руководству драматическую хрестоматию, план которой приспособлен к его теоретической программе. Назначение ее - дать учащимся, на первый раз готовый по возможности разнообразный материал для упражнений при выработке дикции и мимики; при окончательном разучивании ролей необходимы целые пьесы; вот обстоятельство, извиняющее неизбежную отрывочность сцен в ней помещенных . Желал бы, чтоб изданный мною труд вызывал со стороны людей, понимающих дело, серьезные замечания относительно недостатков, которые я всегда буду готов принять с искреннею благодарностью.

Н.СВЕДЕНЦЕВ

Карта сайта