|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
долго жить» переживания
именно такой глубины и силы? Если так, тогда «быть молодым» тоже до некоторой степени
означает «быть слепым», каким был юный Эдгар, но это также означает и независимость,
какая была присуща молодому Эдмонду. У старости своя слепота и своя немощь. Однако острое
видение— это прежде всего результат напряженно прожитой жизни, которая в итоге
перестраивает даже стариков. Мы ясно видим, как по ходу пьесы Лир и страдает и постигает больше
всех. Несомненно, краткий миг его совместного с Корделией плена — это миг блаженства,
покоя и примирения, и христианские истолкователи Шекспира склонны рассматривать это как
конец самой пьесы, как притчу о возвращении из ада через чистилище в рай. Однако
вопреки этой удобной концепции пьеса продолжается беспощадно и непримиримо. Нам младшим,
не придется, может быть, на столько видеть, или так долго жить этих будоражащих слов
Эдгара, слов, которые воспринимаешь как полувопрос, в том, что в них нет никаких
моральных оценок. Ни в коей мере Эдгар не хочет сказать, что молодость лучше или хуже
старости, а видеть предпочтительнее, чем не видеть. Таким образом, мы вынуждены
признать, что перед нами пьеса, начисто лишенная морализирования, пьеса,
которую мы перестаем воспринимать как повествование, а видим в ней пространную поэтическую
конструкцию, посвященную изучению величия и бесплодности небытия,
положительных и отрицательных характеристик нуля. Что имеет в виду Шекспир? Чему он
стремится нас научить? Хочет ли он сказать, что в жизни обязательно надо пройти через
страдание, ибо оно расширяет познания и обогащает внутренний мир? Или же он
хочет объяснить нам, что время титанических страданий позади, а наш удел — вечная
молодость? Мудрый Шекспир предпочитает молчать. Вместо ответа он предлагает нам .свою пьесу,
ибо все происходящее в ней — одновременно и вопрос и ответ. |