|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
Восхищение Шекспиром
продиктовано для Брука прежде всего тем, что великий драматург умел как никто
соединять объективную правду внешнего мира и правду человеческой души. Без
истолкования внешнего мира для Брука невозможна современная сцена, «Внешний
мир» для него не только (в отличие от художников середины прошлого века)
социальная среда — это Вселенная, это бескрайние, лишенные воздуха, чуждые
жизни просторы космоса, увиденные в современные телескопы и истолкованные
современной физикой. Космоса, пытающегося распространить свои бездуховные
законы на обитаемый мир. И все-таки человек для Брука вопреки всему — ось, вокруг
которой вращается мир. Этот взгляд на мироздание напоминает богоборческий и при
этом социально окрашенный протест английских романтиков. Но идет он не от
преобразованного религиозного мифа (как у Байрона в «Каине»), а от столь же
бунтарски воспринятой и соотнесенной с обществом современной науки. Антисциентизма, презрения к науке,
столь модного сейчас в интеллигентских кругах на Западе, здесь, разумеется,
никакого. Наука не создала мироздание, она лишь представила его таким, каково
оно есть. Она — Брук доказал это своим «Лиром» — помогает сорвать с мира
покровы сентиментальности и ложных концепций. И она Бруку в этом смысле
союзница. Он предпочитает знать реальность, с которой борется, отстаивая
человека. Сценический мир Питера Брука возникает на пересечении научных и
социальных концепций. Именно это, по мнению Брука, должно помочь возродить в
новых условиях драматургию и сцену шекспировского масштаба. Естественный
союзник его в этом дерзком замысле — Бертольт Брехт. Брук — горячий сторонник
его теории «эпического театра». Брук прямо говорит о том, что придало мысли
Брехта такую широту, — его марксистские- убеждения. Всю радикальность этих слов
можно оценить, памятуя, что, принятая в западном театроведении точка зрения
диаметрально противоположна бруковской, Брехт обычно трактуется как художник,
добившийся великих достижений вопреки своей коммунистической идеологии. |