|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
Брук изучает законы театра методом
проб и ошибок. («Режиссура — искусство практическое», — бросил как-то Г. А.
Товстоногов). Каждый его удачный спектакль — угаданный объективный закон
искусства. Неудачный — неверная гипотеза, опровергнутая в ходе опыта. При этом
не ищется некий окончательный, все исчерпывающий, приложимый ко всем явлениям
театра «закон искусства». Таких претензий у Брука нет. Театр, призванный
отразить мир, природу, должен быть по-своему равен природе. А она, Брук знает,
неисчерпаема. Театр, согласно мнению Брука, должен
отражать уже через саму свою структуру движущееся, дисгармоничное,
противоречивое общество XX века. И не только отражать его, но вмешиваться в
него, быть ему нужным. Для Брука театр — никак не место, куда приходят
отдохнуть от жизни. В него приходят к ней приобщиться, что-то в ней понять,
вернее же — учиться ее понимать, ибо театр не должен предлагать готовые ответы
и тем освобождать от необходимости мыслить. Театр Брука во всех его возможных
вариантах противостоит коммерческому театру и любому театру, отгородившемуся от
жизни — неживому театру, как он его называет. «Неживой» — это понятие более
сложное, чем просто «мертвый». Мертвый умер, его больше нет. Неживой вроде бы и
умер уже, и в могилу сходить не желает. Он даже в чем-то более стоек, чем живой
театр. Живой может умереть. Неживому смерть не страшна. Он притязает на
вечность. Разумеется, неживой театр столь же многообразен, как и живой. Может
быть, даже более: здесь собрались десятки поколений бывших живых. И не на много
более мирный. В нем тоже идет своя призрачная борьба. Но по-своему он един. Его
объединяет отсутствие мысли. В этом он и противостоит живому театру. Живой
театр — всегда театр думающий. Именно масштаб мысли и роднит театр
Брука с шекспировским. |