|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
неотделима от многоступенчатого
ряда приемов, которыми он реализуется. «Черные» Жене достигают полноты звучания,
когда между публикой и актерами устанавливается напряженная взаимосвязь. В
Париже, когда на спектакле присутствовали интеллектуалы, пьеса казалась развлечением в
духе литературного барокко; в Лондоне, где публике не было дела ни до французской
литературы, ни до негров, пьеса теряла смысл; в Нью-Йорке в великолепной постановке Джина
Фрэпкела она была наэлектризованной и напряженной. Мне рассказывали, что напряжение
колебалось от вечера к вечеру в зависимости от соотношения в зале белых и
черных. «Марат/Сад» не мог бы
появиться до Брехта. Он задуман Питером Вайсом на разных уровнях очуждении: события
французской революции нельзя воспринимать буквально, поскольку их изображают
сумасшедшие, а их поступки в свою очередь вызывают сомнения, поскольку режиссер маркиз де
Сад. К тому же события 1780 года воспринимаются с точки зрения 1808 и 1966 годов, то
есть люди, сидящие в зале, как бы представляют публику начала XIX века, а в то же
время сами они — из XX века. Все эти перекрещивающиеся планы сгущают восприятие в
каждый отдельный момент, вызывая активность любого из зрителей. В конце пьесы
сумасшедший дом впадает в неистовство: все актеры импровизируют с
необыкновенной отдачей и на миг все происходящее па сцене становится натуралистическим и
безудержным. Мы чувствуем, что нет такой силы, которая была бы в состоянии прекратить этот
разгул, мы приходим к выводу, что не будет конца безумию чело- вечества. И именно в этот момент
на сцену Королевского шекспировского театра выходила помощник режиссера, свистела
в свисток, и безумие тотчас прекращалось. В этом была своя загадка. Еще минуту назад
положение казалось безнадежным, теперь представление- окончено, актеры срывают с
себя парики, словно говоря: разумеется, это всего лишь пьеса. И |