|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
Успех «Марат/ Сада» после
неуспеха сборного артодианского спектакля мастерской «театра жестокости» может быть только
этим объяснен. Арто сам по себе казался у Брука чем-то ироде неправомерно
преувеличенной частности. Он не жил у него без Брехта. И нужен он был ему не просто как
дополнение к Брехту, а как контраст. В «Марат/ Саде* Брук по этому принципу их и совместил. «Брехтовское «очуждение»
обычно рассматривается как нечто решительно противостоящее артодианскому театру с его
непосредственными, сильными, субъективно окрашенными впечатлениями, — писал Брук в
1965 году. Я никогда не разделял этого мнения. Я считаю, что театр — это, подобно
жизни, непрекращающийся конфликт впечатлении и суждении, заблуждении и прозрений,
которые враждуют друг с другом, но при этом неразделимы»4. Ни «эпический театр» Брехта, ни
«сиюминутный театр» Арто не заменяют для Брука шекспировский театр.
Шекспировское ощущение жизни в ее полноте и контрастности, с ее гротескным перепадом
трагического и смешного возникает, по его мнению, лишь в театре, выходящем за пределы этих
жестко очерченных систем. Современным синонимом «шекспировскому театру» он
избирает слова «тотальный театр»: на сцене, стремящейся к совершенству, пишет он,
«каждый элемент определяется элементом соседствующим: серьезное — комическим,
возвышенное — простонародным, утонченное — грубым, интеллектуальное— плотским;
абстрактное в нем оживлено театральной образностью, жестокость оттенена холодным
потоком мысли»25. Такой театр и может претендовать на равнозначность жизни. «Тотальный театр», по Бруку,
— это театр всеобъемлющий и в профессиональном смысле. Имена Станиславского и
Мейерхольда ему одинаково дороги. Каждый из них, он уверен, открыл важную сторону одной и
той же реальности. Дороги ему также имена и других режиссеров, считавшихся при
жизни соперниками. При этом Брук весьма далек от того, |