|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
В чем причина обращения Брука к Арто
и такой странной судьбе двух его «артодианских» спектаклей? «Театр жестокости» Арто нередко
сближают с той безудержной пропагандой насилия с экранов и театральной сцены
Запада, которая подхлестывает и умножает акты насилия в жизни. Подобный «театр
жестокости» — одна из сегодняшних разновидностей коммерческого театра, глубоко
противного Бруку, как был он противен Арто. Книга Арто «Театр и его двойник»
родилась из протеста против подобного театра. В таком именно качестве ее и
восприняли Брук и большое число других крупных режиссеров на Западе. Сотрудник
Брука по мастерской «театра жестокости» Чарлз Маровиц писал, что их с Бруком
«особенно сближала с Арто его нелюбовь и нетерпимость к господствующим
театральным тенденциям, к тем хорошо обставленным тупикам, в которых так уютно
устроился самодовольный современный театр». Разумеется, взгляды самого Арто
далеко не однозначны. Его сосредоточенность на «каннибализме» буржуазного
индивида приобретала нездоровый характер, ибо не была подкреплена социальным
анализом, а его убеждение, что, дав человеку возможность изжить в искусстве
свою склонность к жестокости, театр спасет от нее реальный мир, было достаточно
наивно. Но при этом Антонен Арто был, по удачному выражению В.
Комиссаржевского, «одной из «болевых точек» этого «безумного, безумного,
безумного мира» и его предощущение жестокостей второй мировой войны, а потом и
того, что организм по-прежнему подвержен заразе, много значили для Брука и
людей, одинаково с ним мыслящих. Полнее всего такая тенденция сказалась в
фильме Росселлини «Рим — открытый город» и в сцене ослепления Глостера в
бруковском «Короле Лире». Со временем, однако, для Брука стала важнее другая
сторона взглядов Арто — поиски им интуитивного в актере. B этом Брук увидел
необходимое добавление к Брехту. Именно в качестве «дополнения к Брехту» Арто и
вошел в художественную систему Брука. |