|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
Моё понимание предмета
"современный танец" основано на соединении актёрского и
хореографического искусств. Долгое
время, ещё до поступления на театральный факультет Саратовской государственной
консерватории, я занимался параллельно в театральной и множестве танцевальных
студий (классической, народной, бальной). Два интересовавших меня предмета
практически не пересекались. Предстоял выбор. Оказалось, что те танцевальные
направления, с которыми я был знаком, не
могут помочь мне в полной мере выразить многообразие - сломы, хаос, углы, спирали
и беспомощность человеческого существования. Они слишком округлы, только романтичны, только прекрасны. В жизни
иначе: и радость бывает глупее, и горе - уродливее. Я ни в коей мере не хочу
принизить, тем более поставить под сомнение эти танцевальные направления: их
роль, а особенно классического танца, важна и бесспорна (далее вы увидите, что
весь мой экзерсис базируется на этой
школе). Я лишь говорю о том, что время не стоит на месте. Меняется человек,
меняется одежда, взаимоотношения и т. д.
- а значит, меняется и способ существования актёра на сцене, меняется театр,
меняется искусство в целом. И это совсем не значит, что то, что было раньше,
плохо, или плохо то, что есть сейчас, - это разные и, на мой взгляд,
несравнимые вещи. Вообразите, что сегодня вы пришли в театр, и греческую
трагедию вам играют так же, как во времена Эсхила, Софокла и Еврипида.
Интересно? С познавательной точки зрения - наверное. А вот тронет ли всё это
вас сегодняшних - сомневаюсь. Так происходит и с танцем. Новые направления,
по-видимому, и возникают потому, что нужны новые средства выразительности в новом времени.
Мой выбор состоялся в пользу
драматического искусства. Занимаясь в мастерской заслуженной артистки России,
профессора Р. И. Беляковой, я постигал
актёрское ремесло, учился понимать, что
эти знания, не убивающие, а, наоборот, - укрепляющие актёрские
способности учеников, - необходимы. Понять, как важно владеть профессией, а не
только ждать наития ("вчера пришло, а сегодня ушло"), бывает очень
непросто. Когда-нибудь театр становится не только храмом, но и местом твоей работы.
Здесь, на факультете, я сам впервые пришёл на занятия по современному танцу.
Преподавала нам его Маргарита Владимировна Ликомидова. Это человек, который
впервые приоткрыл Саратову завесу, плотно скрывавшую в те времена
"джаз" и "модерн"; человек, открывший мне профессию,
соединяющую в себе танец и драматическое
искусство. Впервые я находил движения, адекватные моим представлениям о танце,
развивающемся по законам драматической роли, где нет конфетной любви и
красивости в страдании. Впервые я слышал о том, что в танце можно проживать всё
естественно, а не нарочито, строить взаимоотношения по принципам актёрского
этюда. Так в моём "багаже" стали появляться давно необходимые мне
движения живого человека.
Спустя несколько лет волей судьбы
я оказался в США в международной школе танца ADF
(American Dance Festival). Это стало очень важным событием, во многом изменившим мою жизнь. Я
имел возможность с утра до вечера заниматься в нескольких классах у разных
педагогов, а после занятий смотреть спектакли различных танцевальных
коллективов Америки и других стран. Было непросто, поскольку моих знаний в
области современного танца недоставало. Боязнь ошибок, боязнь "отпустить
себя" и довериться природе
собственного тела, незнание языка, - вначале повергли меня в шок. Мне хотелось
подробно разобраться в каждом движении сразу, хотелось, чтобы педагог
скрупулёзно объяснял мне каждое па, а этого-то как раз и не происходило. Мне казался неправильным
такой подход, и я, конечно же, возмущался на одному мне понятном языке. Но
постепенно я увлекался, забывал о страхах и, лишённый возможности в полной мере
понимать английский язык, учился понимать язык танца. На самом деле педагоги
были очень внимательны. Позже, когда я
несколько "освободился" и почувствовал пластику в целом, они шаг за
шагом поэтапно открывали мне нюансы. Только потом я понял, как они вели меня,
словно ребёнка по ступенькам, - всё выше и выше, легко и увлекательно. Не все
спектакли вызывали во мне интерес. Казались невероятно скучными те, в которых
актёры, как алхимики, напряжённо изучали только своё тело. Но другие - где были
взаимоотношения, где через тело читалась сложнейшая гамма чувств,
переживаемых человеком на моих глазах, -
потрясали меня. Я реально видел, на что способна техника танца, соединённая с
актёрством, и какие невероятные
горизонты всё это открывает для фантазии.
Итак, пройдя обучение в ADF по классам
"модерн" (M. Haim, L. Jackson, Latsky), "джаз" (C.
Carter), "контакт-импровизация" (Lepkoff), "афро-американский
танец" (R. Brown), я возвратился в
Россию. |