|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
В бруковском «Лире», писал Козинцев,
«радости было мало, трогательного еще того меньше. Брук выпаривал из своих
постановок сентиментальность, как морят клопов перед въездом в новую квартиру,
где долго жили неопрятные люди». И при этом, продолжал он, «из театра я ушел
совсем не подавленный. Пожалуй, иное чувство возникло у меня в душе. В
постановке, утверждавшей безнадежность, торжествовала надежда». Чем она порождалась? Ответить на этот
вопрос непросто, но необходимо — ведь тысячи людей уходили с этого спектакля такими
же просветленными. Катарсис, очищение чувств, против чего, казалось бы, все
здесь было направлено, все-таки наступал. Так в чем же она — эта надежда?
Думается — в той мере человечности, что не боится полного знания о человеке.
Что одна только делает возможным измерить всю глубину человеческого страдания.
Человечности столь полной, что она уже не нуждается в постоянных и назойливых
доказательствах того, что она и впрямь существует. Именно это дает Бруку возможность
говорить сразу о человеке сегодняшнем и вчерашнем, соотносить столь легко и
свободно человека и мир, делать историю человечества биографией своего героя. В сегодняшних философских трактовках
времени неизменно подчеркивается, что из трех временных категорий (настоящее,
прошлое и будущее) наиболее условным является настоящее — ведь за него можно,
смотря по необходимости, принять и миг, и день, и столетие, и, если угодно,
даже целую геологическую эпоху. Так вот для Брука «настоящее» — это вся история
человечества и весь опыт, который оно вынесло из нее. Значение Брука прежде всего в
масштабе его взгляда на мир. Советские зрители не просто видели
«Короля Лира» в постановке Брука. В эти вечера они увидели Брука. Во всяком
случае — главное в нем. |