|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
Брук отказывается отвечать на
подобный вопрос. Он представляется ему незаконным. Мнение, будто «в пьесе все
написано» и надо лишь попять, как прочесть запечатленные на бумаге слова, кажется ему
результатом лености разума. Слова лишь помогают пробиться к мысли, которая их породила, к
жизни, возбудившей у художника этот отклик. А она неисчерпаема. Художественный
образ потому и многозначен', что он вобрал в себя что-то от многообразия жизни. Великий
же образ обладает многозначностью необыкновенной. Скольким бы актерам ни
удалось одинаково полно вжиться в образ Отелло, Гамлета, Лира, перед нами всякий раз будет
все-таки иной Отелло, Гамлет, Лир. Какого из них «задумал Шекспир»? Никакого — и всех.
Он создал литературный (многозначный) образ, а не живого человека, наибольшего
сходства с которым следует добиваться. Так же и со спектаклем. «Индивидуальный», «похожий
лишь на себя» спектакль — это еще и спектакль, в котором чрезвычайно полно воплотилась
индивидуальность режиссера. Режиссерский театр не принято
считать благоприятствующим развитию актерского творчества. В подавлении
актера, как известно обвиняли и Станиславского, и Мейерхольда, и многих других. Единственное
исключение делали для Макса Рейнгардта, да и то в его любви к актерской
своеобычности видели такое противоречие с его режиссерской природой, что приводили это исключение
лишь в подтверждение правила. Между тем режиссерский театр не подавляет творчество
актера, он только упорядочивает его, подчиняет определенной системе. Каждый из крупных
режиссеров, подвергавшихся нападкам защитников «актерского театра», оставил
после себя больших, а иногда великих, выращенных его школой актеров. Брук — один из немногих
режиссеров, по отношению к которым подобные опасения никогда не высказывались. Его любовь
к актеру открылась сразу, а в дальнейшем получила |