|
|
Это обзор виртуальных библиотек и размещенных в них текстов. Я не ставил себе целью дублировать уже кем-то сделанное, хотя кое-что постараюсь добавить сам. |
||
Страничка формируется по принципу: "Я Маркса прочитал, и он мне не понравился" - т.е. личные пристрастия и осознанная необходимость. Заранее приношу извинения за отсутствие системы и допущенную субъективность. |
Если на указанной ссылке не окажется нужного текста, напишите это в гостевой книге, постараюсь найти. |
Текст |
романтическое утверждение,
будто в театре нее мы снова становимся детьми. Эффект очуждения и эффект
хэппенинга н сходны между собой, н противоположны. Потрясение, вызванное
хэппенингом, рассчитано на то, чтобы сокрушить нее барьеры, воздвигнутые разумом, тогда
как потрясение, вызванное осуждением, призывает рассудок включиться в работу.
Очуждение срабатывает разными путями и на разных уровнях. Обычное сценическое действие
покажется нам реальным, если оно убедительно и мы готовы временно пришить его как
объективную правду. Обманутая девушка ходит по сцене в слезах, и, если игра актрисы
достаточно трогательна, мы автоматически придадим к выводу, что она жертва и что она
несчастна. Но предположим, что за ней по пятам ходит клоун, передразнивающий ее рыдания,
и предположим также, что силой своего таланта ему удается нас рассмешить. Его издевка
разрушит наше первое впечатление. Кто тогда станет предметом нашего сочувствия?
И правда характера героини, и оценка ее положения — все теперь берется клоуном под
сомнение и одновременно уличает нас и сентиментальности. Ряд таких экспериментов может
завести нас достаточно далеко, так что мы столкнемся с изменчивостью наших
собственых представлений о добре и зле. Все это восходит к четкому ощущению цели. Брехт полагал,
что если театр заставит публику поверить элементам данной ситуации, то он тем самым
подведет ее к более точному осмыслению общества, в котором она живет, а также к
осознанию того, какими путями это общество может измениться. Осуждение может работать по
принципу антитезы; пародия, имитация, критика — ему подвластен весь риторический
ряд. Это чисто театральный метод диалектического противоречия. Очуждение — это
доступный нам сегодня язык, такой же потенциально богатый, как и поэзия. Это
одно из средств динамичного театра в меняющемся мире, и с |